Жуковский Николай Егорович


Николай Егорович Жуковский

                         Жуковский Николай Егорович, русский ученый в области механики, осно­воположник современной гидроаэродина­мики, родился в 1847 год. Окончил физико-математический факультет Московского университета в 1868году. С 1870 года работал преподавателем физики во 2-й Московской женской гимназии. С 1872 года работал пре­подавателем математики. С 1874 года - доцент ка­федры аналитической механики Импера­торского технического училища.

В 1876 году защитил магистерс­кую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности дви­жения» Жуковскому была присуждена сте­пень доктора прикладной математики (1882 г.).

 

Николай Егорович Жуковский                     1885 году преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Жуков­ский работал до конца жизни. В 1894 году Жу­ковский был избран член-корреспондентом Петербургской Академии Наук.

С В 1900 году выдвинут канди­датом в действительные члены Петербург­ской Академии Наук, но снял свою кандидатуру, не же­лая оставлять преподавание в Московском университете и Имперском Техническом Университете, так как избрание означа­ло бы переезд в Петербург.

В 1904 году Н.Е.Жуковский открыл закон, подъемной силы крыла, разработал теорию профиля крыла. В 1905 году был избран президентом Московского математическо­го общества. Под руководством Жуковско­го при механическом кабинете Московско­го университета в 1902 году была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба (позже расширенная до лаборатория), а в 1904 году в поселке Кучина под Моск­вой создан первый в мире аэродинамичес­кий институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.


Аэродинамическая труба

Николай Егорович Жуковский

Плоскаякая аэродинамическая труба, 1910 год Н.Е. Жуковский проводит эксперимент в
аэродинамической трубе

В 1910 году при непосредственном участии Жуковского в Имперском Техническом Университете (ИТУ) была открыта аэродинамическая лабо­ратория. В 1910 году российское правительство закупило первую партию самолетов во Франции, и этот год считается датой рождения военно-воздушных сил России. В 1910—12 годах Жуковский прочитал в Имперском Техническом Университете курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематезированы теоретические работы самого Жуковского, его ученика С.А.Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московс­кого университета, ИТУ (будущее МВТУ) и зарубежных ла­бораторий.

В 1910 году при непосредственном участии Жуковского в Имперском Техническом Университете (ИТУ) была открыта аэродинамическая лабо­ратория. В 1910—12 годах Жуковский прочитал в Имперском Техническом Университете курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематезированы теоретические работы самого Жуковского, его ученика С.А.Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московс­кого университета, ИТУ (будущее МВТУ) и зарубежных ла­бораторий.

Николай Егорович Жуковский             С 1913 года преподавал на курсах офицеров-летчиков при ИТУ. Там же было создано Авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Жуковского разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время 1-й миро­вой войны Жуковский разрабатывал тео­рию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, чи­тал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами тео­ретической механики. После Октябрьской революции 1917 года, Жуковский и коллектив учёных, руководимый им, включились в дело созда­ния советской авиации.

Николай Егорович Жуковский

  В декабре 1918 года Советским правительством по предложению Жуковского был учрежден Центральный аэрогидродинамический ин­ститут (ЦАГИ), руководителем которого он был на­значен. Основанные Жуковским теоретические кур­сы для летчиков были реорганизованы в Московс­кий авиационный техникум, на базе которого в 1920 создан Институт инженеров Красного Воздушного флота (ныне ВВИА). Жуковский заложил основы единой научной дисциплины − экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впослед­ствии огромное влияние на развитие авиации.

 НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

Пер­вые исследования Жуковского по теории полета от­носятся к 1890 году. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются возможные эво­люции при парении, в том числе «мёртвую петлю». Статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов аэродинамического расчёта самолёта. В статьях «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликопте­ром» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта.

 В работах «О падении в воздухе лёгких продолгова­тых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1906) Жуков­ский изложил открытый им в 1904 году принцип образо­вания подъёмной силы крыла аэроплана и сформу­лировал теорему, позволяющую определять её зна­чение. Теорема Жуковского, устанавливающая связь подъёмной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики.

 Примеры работ, которые можно просмотреть в формате pdf:

Н. Е. Жуковскiй, “Выводъ основныхъ формулъ теорiи упругости”

Н. Е. Жуковскiй, “Ученые труды M. В. Остроградскаго по механикѣ” 

 Н. Е. Жуковскiй, “О механизмѣ Л. В. Ассура” 

В цикле работ Жуковского 1910—12 годов «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «геометрические исследования о течении Кутта» (1911—12), а также в ряде работ Чаплыгина предложен способ определе­ния циркуляции, основанный на условии плавного схода потока с острой кромки профиля. Эти иссле­дования завершили создание теории профиля кры­ла. В этих работах также развит математический ап­парат для решения задач обтекания крыла, дан ме­тод построения теоретических «профилей Жуковс­кого».

Николай Егорович Жуковский

    Николай Егорович Жуковский  Николай Егорович Жуковский

 В работах «Динамика аэропланов в элементарном из­ложении» (1913—16), «Аэродинамический расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о проч­ности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Жуковский созда­ёт основы аэродинамического расчета самолетов, расчёта динамичности, продольной устойчивости и прочности самолетов. Жуковский — автор многочис­ленных оригинальных исследований в области ме­ханики твердого тела, астрономии, математики, гид­родинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др.

Николай Егорович Жуковский

  Умер Николай Егорович в 1921 году.

  "Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума"

Н.Е. Жуковский

 По материалам  Большой Советской Энциклопедии.

 Литература о Н.Е. Жуковском

Келдыш М. В. Научное наследие профессора Н. Е. Жуковского.-«Техника воздуш. флота», 1947, № 1;

Лейбензон Л. С. Николай Егорович Жуковский. М.-Л., 1947;

Голубев В. В Николай Егорович Жуковский. М., 1947,

A p л а з о p о в М. С. Конструкторы. М., 1975.

 Арлазоров М.С. Жуковский. М., 1959.